Музейная деятельность
Содержание материала
Маслова Татьяна Михайловна
Педагог-психолог ГБДОУ № 126
Музейная педагогика, как инновационная технология развития личности дошкольника
Я работаю педагогом-психологом в детском саду 27 лет. За это время поколение моих воспитанников выросло, и некоторые, сами став родителями, привели детей в наш детский сад. Благодаря этому с одной стороны у меня есть возможность убедиться в правильности моих прогнозов, но с другой стороны, время заставляет смотреть на многое иначе. И если в области психодиагностики, как в сфере более консервативной, многое остаётся незыблемым, то в области коррекции и развития многие приёмы и методы, используемые мной, как изменились, так и дополнились. Так, если пять лет назад ведущими в развивающей области были занятия, связанные с уже имеющимися настольными играми, то теперь некоторые игры и создаются самими детьми. И если пять лет назад моя музейная деятельность включала четыре экспозиции, то теперь более десяти.
Коррекционная и развивающая работа, связанная с экскурсиями к экспозиционному шкафу, систематизировалась. Увеличилось не только количество выставок, но расширились и возможности экспонирования, шкафов стало больше, так называемый «Музей в чемодане», тоже дополнился различными предметами из прошлого. У детей появилась возможность тренировать и демонстрировать свою исследовательскую деятельность, видя предметы не только на картинках, но используя и свою тактильную чувствительность, изучая предмет с разных сторон, взвешивая его на собственных руках, проверяя на твердость, мягкость и гибкость, чувствуя его температуру.
Дети привыкли к тому, что экспозиции находятся в постоянном доступе, что выставки можно обсудить и с родителями, что они не надоедают, так как периодически меняются. Наполнение шкафов связано с событиями и праздниками, с определёнными значимыми датами в истории страны и нашего города.
Любая экспозиция дополнена печатной информацией, хранящейся в газетнице, подвешенной сбоку шкафа. Информация содержит пояснения, дополнения и рекомендации для взрослых. Таким образом, родители и воспитатели знают, как лучше себя вести с ребёнком, рассматривая с ним вместе наполнение полок в шкафу, на что обратить его внимание, какие вопросы ему можно задать, какие ответы дать. Это облегчает работу, связанную с музейными экспонатами. После каждой экскурсии, которая осуществляется в подгрупповой форме и проходит в коридоре, где установлены шкафы, дети идут в кабинет к педагогу-психологу и на занятии за столами им предлагается «закрепить» полученные знания, сделав руками тот атрибут, который, так или иначе, связан с темой выставки. Так, каждая экспозиция дополняется собственными поделками или рисунками, которые также можно выставлять для демонстрации. Далее в форме таблицы мной представлен список выставок, которые проводятся с детьми.