Музейная деятельность

Содержание материала

 

 

 

 

 Маслова Татьяна Михайловна

Педагог-психолог ГБДОУ № 126

Музейная педагогика, как инновационная технология развития личности дошкольника

            Я работаю педагогом-психологом в детском саду 27 лет. За это время поколение моих воспитанников выросло, и некоторые, сами став родителями, привели  детей в наш детский сад. Благодаря этому с одной стороны у меня есть возможность убедиться в правильности моих прогнозов, но с другой стороны, время заставляет смотреть на многое иначе. И если в области психодиагностики, как в сфере более консервативной, многое остаётся незыблемым, то в области коррекции и развития многие приёмы и методы, используемые мной, как изменились, так и дополнились. Так, если пять лет назад ведущими в развивающей области были  занятия, связанные с уже имеющимися настольными играми, то теперь некоторые игры и создаются самими детьми. И если пять лет назад моя музейная деятельность включала четыре экспозиции, то теперь более десяти.

Коррекционная и развивающая работа, связанная с экскурсиями к экспозиционному шкафу, систематизировалась. Увеличилось не только количество выставок, но расширились и возможности экспонирования, шкафов стало больше, так называемый «Музей в чемодане», тоже дополнился различными предметами из прошлого. У детей появилась возможность тренировать и демонстрировать свою исследовательскую деятельность, видя предметы не только на картинках, но  используя и свою тактильную чувствительность, изучая предмет с разных сторон, взвешивая его на собственных руках, проверяя на твердость, мягкость и гибкость, чувствуя его температуру.

Дети привыкли к тому, что экспозиции находятся в постоянном доступе, что выставки можно обсудить и с родителями, что они не надоедают, так как периодически меняются. Наполнение шкафов связано с событиями и праздниками, с определёнными значимыми датами в истории страны и нашего города.

Любая экспозиция дополнена печатной информацией, хранящейся в газетнице, подвешенной сбоку шкафа. Информация содержит пояснения, дополнения и рекомендации для взрослых. Таким образом, родители и воспитатели  знают, как лучше себя вести с ребёнком, рассматривая с ним вместе наполнение полок в шкафу, на что обратить его внимание, какие вопросы ему можно задать, какие ответы дать. Это облегчает работу, связанную с музейными экспонатами. После каждой экскурсии, которая осуществляется в подгрупповой форме и проходит в коридоре, где установлены шкафы, дети идут в кабинет к педагогу-психологу и на занятии за столами им предлагается «закрепить» полученные знания, сделав руками тот атрибут, который, так или иначе, связан с темой выставки. Так, каждая экспозиция дополняется собственными поделками или  рисунками, которые также можно выставлять для демонстрации. Далее в форме таблицы мной представлен список выставок, которые проводятся с детьми.  


 

 

 

 

 

 

Тема выставки

Содержание экскурсии, наполнение экспозиции

Музейно-педагогическое занятие

1. Открытки Новогодние

 Поздравительные открытки 1950-60-х  и 1970-80-х годов; коробки для новогодних подарков, телеграммы, ёлочные игрушки

Беседа о назначении открытки, о надписи на обороте, поделка собственной новогодней открытки.

2. День защитника отечества

Игрушечные солдатики времен ВОВ, былинных богатырей, открытки с изображением солдат войны 1812 года.

Сказка Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Изменение окончания сказки. Поделка бумажного кораблика.

3. День Победы

Офицерский ремень, военно-полевой бинокль, шлем танкиста, морская фланка, Георгиевская ленточка и письмо-треугольник.

Репродукция картины Лактионова «Письмо с фронта». Пазл репродукции данной картины. Поделка письма-треугольника.

4. Куклы наших мам и бабушек

Куклы, изготовленные в советское время в 1960-70-х годах озвученные, с пищалками внутри, с подвижными (флиртующими) глазами.

Занятие-игра «Кто, где, когда» (конверты с репродукциями картин известных художников с изображением девочек с куклами). Статья в сборнике публикаций АППО за 2017 год

5. Старырые детские игрушки и настольные игры

Заводные, пластмассовые,  резиновые игрушки и настольные игры с правилами.

Значение правил игры, игра в лото, домино и в настольную игру, созданную самими детьми. (Занятие разработано совместно с магистрантами-практикантами факультета психологии СПБГУ, методическая разработка)

6. Шкатулки

Шкатулки из различных материалов: дерева, металла, ткани, картона и др. Статуэтка «Малахитовая шкатулка», репродукция портрета Барышни со шкатулкой.

Занятие-игра «Отгадай, что в шкатулке», разговор о тайнах, которые хранят шкатулки, поделка собственной шкатулки из бумаги.

7. Нагрудные значки

Коллекция значков (более 200 шт.) различной тематики: космос, спорт, города, события и другие.

Знакомство с понятиями «коллекция», «сувенир». Функция значка. Планируется занятие по разработке и поделке собственного значка.

8. Старые книжки

Разнообразные книги, изданные в 1960-70-х годах: книги-справочники, художественная литература, сказки, стихи, виммельбухи, книги с дарственными надписями

Прослушивание сказок, настольные игры, персонажами которых являются герои сказок. Поделка закладки. С родителями проводятся встречи в рамках литературных гостиных. (Участие в городском семинаре с материалами выставки).

9. Блокада Ленинграда

Выставка одного экспоната. Книга 1941 года издания. Стихи М. Ю. Лермонтова с дарственной надписью «Дочке Гале от папы. 2/II-1943 г.» Фотографии, кусок хлеба на блюдце, хлебные карточки,  блокадное радио - тарелка (имитация)

Выставка, посвященная снятию блокады. Формирование у детей и их родителей соответствующего отношения к книге, посланной из блокадного Ленинграда в эвакуацию дочери. (Разработка выставки удостоена дипломом в конкурсе музейных технологий).

10. Игрушки из дерева

Кубики, кукольная мебель, пирамидки, матрёшки, бирюльки, игра «Чудесный мешочек с деревянными игрушками». Деревянные ложки, игрушечный боулинг. Игры: «баклуши», «вёдрышки».

Игрушки, изобретённые в далёкие времена русскими мастерами и сделанные из экологически чистого материала. Предназначены для развития мелкой моторики и логического мышления.

11. Советская школа

Деревянный пенал, ручка-вставочка, Азбука, стеклянная чернильница, промокашка, учебник по арифметике, пряжка от форменного ремня 50-х годов, трафарет шифровой. Кукла в школьной форме и пионерском галстуке. Модель парты, табеля об оценках за 2 и 3 класс 60-х годов (ксерокопии). Счеты, коробочки с обучающими диафильмами, кубики с цифрами и буквами. Книжки и тетрадка по русскому языку 60-х годов с отметками.

Исследовательская деятельность по определённому алгоритму:  разглядывание предмета в шкафу; разглядывание вынутого из шкафа предмета со всех сторон; берём предмет в руки и определяем его вес, материал, из которого он сделан, его фактуру;  манипулируем с предметом – открываем, переворачиваем, кладём в него что-нибудь. Приспосабливаем и выясняем, для какой цели он служил.

12. Куклы играют в людей

 

Часть коллекции фарфоровых кукол, не статуэток (более 30-ти) из серии «Дамы эпохи», размером чуть меньше 20 см. Представляют собой подвижных кукол, изображающих дам в костюмах разных литературных героинь.

С помощью различных атрибутов созданы мизансцены, куклы, как персонажи ролевых игр: в библиотеке, свадебном салоне, в гостях, на ферме и в детской поликлинике. Привлечь родителей и детей к ролевой игре, развить воображение.

13.Хохлома

Посуда из дерева с росписью Хохлома. Ложки, чашки, тарелки, подносы, бочонки, кубки, ковш, пенал, балалайки. Книжки о хохломе. Выставка организована после самоизоляции.

Знакомство с промыслом, создание условий для развития эстетического вкуса у детей. Выставка создана при содействии всего коллектива учреждения.

14. Ко дню рождения города «Блистательный                         Санкт-Петербург»

Динамический громкоговоритель, радио «Балтика» 1950-х годов, открытки с видами города: Петербурга (дореволюционного), Петрограда, Ленинграда, слайды, стереоскоп, спичечные этикетки.

Знакомясь с тем, как выглядел город раньше, дети лучше понимают, сколько ему лет, как он менялся в зависимости от событий в истории нашей страны.

 

С помощью музейно-педагогической деятельности можно решать множество образовательных задач, в том числе и в области психологии. Дети знакомятся с новыми терминами, и их словарный запас обогащается, кругозор расширяется, они учатся анализировать, обобщать и делать выводы. Когда то давно, когда создавался первый музей, это событие рассматривалось, как альтернатива школе. Поэтому я, как психолог,  и дальше буду стараться создавать условия для развития познавательной и коммуникативной сферы дошкольников с помощью музейных технологий.


Выступление Масловой Т.М.  08 апреля 2021 года с докладом на тему "Музейная педагогика как инновационная технология развития личности дошкольника"  на заседании районного методического объединения педагогов-психологов ДОУ Невского района Санкт-Петербурга.

 

Примеры музейно-педагогических занятий, подготовленных с использованием материалов выставки «Право на детство»-далее