Педагог-психолог

Содержание материала

Уважаемые родители!

Рекомендации психолога для родителей будущих школьников.
 
             Совсем скоро ваши дети станут школьниками, а это значит, что вы вместе с ними будете учиться. Учиться терпению, выдержке, умению подбирать нужные слова, чтобы объяснить  своему ребёнку то, что вам кажется вполне естественным, а ему пока ещё нет.  И чем чаще вы будете вспоминать себя в этом возрасте, чем скорее поставите себя на место своего ребёнка, тем легче будет всем. Нам часто кажется, что учитель всё и всегда правильно и понятно объясняет нашим детям. Но ведь учитель такой же  живой человек, как и мы с вами, он может  забыть о чём-то, ему свойственно и ошибаться иногда.  Поэтому не стоит  уповать на то, что в школе всё обстоит идеально и не интересоваться делами первоклассника. Напротив, именно первое время вы должны быть в зоне его ближайшего развития. Если вы приучите ребёнка правильно распределять время, выполняя домашнее задание, научите его не отвлекаться и сосредотачиваться, то в дальнейшем всем вам будет проще. Но и постоянно сидеть возле ребёнка тоже необязательно. Главное, это научить его учиться. Как вы только убедитесь в том, что какие-то операции ему даются с лёгкостью и доведены до автоматизма, можно чуть ослабить контроль. Но любая ваша проверка его действий должна быть неоскорбительна для него. Учитесь и доверять своему ребёнку. Во всём всегда важно чувствовать меру. Её вам подскажет собственное сердце.
             Необходимо продумать всё до мельчайших подробностей, как будет выглядеть рабочее место будущего школьника, будет ли ему достаточно света, достаточно места на столе, удобно ли будет ему сидеть, писать, рисовать.  Я, к сожалению, как психолог, иногда сталкиваюсь с тем, что ребенок вынужден делать уроки на кухне или в гостиной за столом, накрытым кружевной скатертью, в полумраке под шум телевизора. В таких ситуациях не приходится  удивляться его неуспеваемости. А ведь с первого класса всё и начинается, это как трамплин, который поможет набрать «скорость и взлететь».
             Я хочу рассказать о том  мифе, который чрезвычайно популярен  среди родителей будущих школьников. Многие уверены в том, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, то он готов к обучению в школе. И каково же их удивление, когда психолог в детском саду или уже потом учитель в школе (что хуже),  говорят  им, что ребёнок не обладает школьной зрелостью.  В чём же дело? Оказывается школьная зрелость – это не только наличие определённых навыков, которые тоже очень важны,  но и сформированные  предпосылки к восприятию новой информации.
- Когда ребёнок воспринимает инструкцию в полном объёме, чего бы она ни касалась (убрать игрушки, достать карандаши, открыть тетрадь и т.п.) и слышит это с первого раза ему легче учиться.
- Когда ребёнок видит свою ошибку, чего бы она ни касалась (слепил или нарисовал, приклеил или раскрасил не так, как надо), когда он смущён этим и готов исправить, ему легче будет учиться.
- Когда ребёнок, не расслышав или не поняв инструкцию к заданию, просит повторить или если не успел, просит помочь,  когда он готов принять эту помощь, ему легче будет учиться в школе.
- Когда ребёнок умеет планировать свою деятельность,  когда его рабочее место расчищено  и в портфеле не хаос, а порядок, ему легче будет учиться.
- Когда ребёнок с лёгкостью может высидеть за партой более тридцати - сорока минут, ему легче будет учиться.
Все вышеперечисленные характеристики касаются, в основном, психологической готовности к обучению. Но есть ещё и мотивационная готовность к обучению. Мотив – это двигатель наших действий, совокупность желаний, побуждающих к  достижению цели.
- Если у вашего ребёнка есть желание учиться в школе, ему легче будет учиться.
- Если у вашего ребёнка есть желание учиться в школе не только потому, что он приобретёт атрибуты школьной деятельности, ему легче будет учиться
- Если у вашего ребёнка есть желание учиться в школе, потому что он любит узнавать что-то новое, ему легче будет учиться.
            У любого семи - восьмилетнего ребёнка учебно-познавательная мотивация возникает к этому возрасту сама собой, так как игровая деятельность постепенно отходит на второе место. Поэтому самое большое, что может сделать взрослый, это не мешать.
Мешать!!!- скажете вы, как же можно? А вот представьте себе, многие родители или бабушки с дедушками мешают ребёнку тем, что формируют у него оценочную мотивацию. Это делается из лучших побуждений, не осознавая, что задавать вопрос, встретившись с ребёнком об оценке, это именно формировать у него  понимание того, что оценка  - это то единственное, к чему надо стремиться. Да, конечно, мы привыкли, что оценка, как и заработная плата, это тот критерий, на который ориентируется большинство людей. Но всё же в обучении и познании она не главный критерий. Главное – это интерес! Задавайте ребёнку вопрос о том, что интересного он сегодня узнал, и тогда он не станет в дальнейшем обманывать  вас, скрывая «двойки», не станет списывать с товарища, а будет думать сам.
            У вас есть ещё больше трёх месяцев в запасе, чтобы обратить внимание и на самый главный фактор, влияющий на готовность вашего ребёнка к обучению в школе – это интеллектуальная готовность. Сюда входит:
-умение обобщать, находить тот важный признак, по которому можно объединять предметы (для этого можно играть с ребёнком в игру «Четвертый – лишний»);
-способность видеть причинно-следственные связи, устанавливать последовательность событий  (для этого хороши рассказы в картинках);
-умение соотносить части и целое, складывать из деталей картинку (для этого хороши не только пазлы, но и обыкновенные разрезанные  по прямой линии картинки, но без образца);
-умение складывать нужную фигуру по образцу (для этого можно использовать, как кубики, так и картинки);
-умение видеть недостающие или перемещённые  детали на картинках, умение сосредотачиваться и наблюдать (для этого можно использовать, как специальные картинки и книжки, так и создавать нужную ситуацию самостоятельно, побуждая ребёнка найти то, что изменилось);
-умение  выходить из нарисованного лабиринта, действовать по инструкции (не заходя в тупик, не отрывая карандаш от бумаги, не пересекая линии);
-умение оперировать числовым материалом (для этого хорошо использовать математическое лото, домино с цифрами и любые другие игры, где есть обозначение цифр);
-умение раскрыть смысл слова, объяснить функцию или дать описание, сказать необходимое и достаточное (игры со словами, например, не называя само слово, объяснить это с помощью других слов, меняться ролями);
-умение повторить без ошибок цифры вразброс (начиная с трёх цифр, постепенно увеличивая число цифр, тренируя память).
             И самое главное: играйте со своими детьми, не заставляйте и не принуждайте их, не форсируйте их способности, а заинтересовывайте их. Это гораздо труднее, чем заставлять, и это требует от вас эмоционального включения, времени, внимания, но такой подход эффективней! Желаю вам получать удовольствие от такого общения!
С уважением,
Психолог детского сада Татьяна Михайловна Маслова.